Дизайн-проект помещения разработан для квартиры общей площадью 155,7 м2 свободной планировки, расположенной на 5 этаже ЖК «Полянка 44» в районе Якиманки, практически в самом центре Москвы в историческом памятнике архитектуры - созданном выдающимся русским архитектором Густавом Гельрихом в конце ХIX века. Ориентация окон на восточную и западную сторону Высота помещения 3,8 метра Высота окон 2,0 метра, всего их 8 по периметру помещения. Высота подоконников 0,9 метра. Интерьер квартиры разрабатывался для семьи из двух человек без детей. Муж 48 лет, владелец крупной международной торговой компании по роду своей деятельности часто путешествует по миру, в том числе часто бывает в Японии. Культура этой страны стали настолько близки ему, что возникла необходимость создания личного пространства в Москве в японских традициях. Жена писатель, 35 лет, разделяет предпочтения мужа и коллекционирует предметы искусства и картины. Основными пожеланиями заказчика было:
- создать гармоничное, уютное и легкое современное пространство с элементами японской стилизации
- функциональное планировочное решение лишь с условным зонированием, поскольку японский стиль не предполагает жесткого деления пространства на зоны/комнаты
- выделить рабочую зону для жены с возможностью использования этого помещения как гостевое
- вписать в интерьер коллекцию нэцкэ
Особенности стиля
Японская эстетика руководствуется принципом “все лишнее безобразно”. Основа японского интерьера – пустота, подчеркивающая внутреннее изящество того немногого, что есть в доме. Поэтому принципиальной особенностью японского стиля является минимализм. В доме должны быть только самые необходимые предметы мебели, быта и декора. Все вещи, домашняя утварь прячутся во встроенных шкафах.
Стилевое решение «Японский стиль» отличается безупречными цветовыми сочетаниями и лаконичными формами. Это минималистско-декоративный стиль, в котором ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно.
Планировочное и пластическое дизайнерское решение
Отправными точками стало увлечение владельцев квартиры Востоком, восточной философией, коллекционирование предметов японского искусства, в семье также чтят традиции японской чайной церемонии, поэтому необходимо было выделить этому свое пространство.
В результате перепланировки были создана одна общая зона, включающая в себя просторную кухню-гостиную с зоной для чайной церемонии и кабинет.
Учитывая тех задание и правила формирования японских интерьеров, в которых одно общее пространство делится на функциональные зоны с помощью легко трансформируемых перегородок, было принято решение поддержать это в данном интерьере. Таким образом кабинет отделен от зоны гостиной легкими, складывающимися перегородками из слегка тонированного стекла, которые способны становиться абсолютно матовыми. Рабочая зона примыкает к окну и совмещена с системой хранения и книжной полкой.
За модуль/основную «единицу» пространства был взят прямоугольник, эта фигура отражена в разных элементах и деталях пространства - это составные части декоративной перегородки из стекла и камня в зоне чайной, которая служит местом представления коллекции нэцкэ; металлическая полка в зоне кухни, она также перекликается с прямоугольным основанием светильника с птицами в кабинете; в холле качели на металлическом основании образуют такую же прямоугольную форму; в зоне ванной комнаты в форме двух прямоугольников выполнены металлические полотенцедержатели, и в самой спальне эту фигуру мы видим в изголовье кровати - деревянные и кожаные панели отражаются геометрически в стеновой панели напротив кровати, которая также состоит из прямоугольных блоков с диодной подсветкой.
На основное архитектурное решение повлияло желание заказчиков создать комфортное, легкое и уютное пространство, воссоздать атмосферу Востока и японских садов в помещении, при этом, не лишив его современности, а также желание иметь возможность уединения и погружения в себя, пространства, в котором можно слышать свои мысли.
Решением данной задачи стала идея создание экстерьера внутри интерьера.
Отсюда появилось главное пластическое решение помещения - конструкция горизонтального подиума в центре общей зоны, на котором расположена диванная зона и чайная, декорированная стволом натурального дерева.
Функциональное зонирование подчеркнуто центральным подиумом высотой 300 мм и опущенным потолком - 150 мм, выкрашенного в белый цвет. В зонах, расположенных по бокам относительно подиума (кабинет и зона кухни) потолок опущен на 500 мм и окрашен в темно-коричневый, теплый шоколадный цвет, который подчеркивает общее легкое цветовое решение интерьера и создает дополнительный акцент.
В эркерной зоне окна гостиной организован декоративный сад камней - как еще одно напоминание о японской культуре и традициях.
Во время проведения чайной церемонии есть с возможностью делать эту зону приватной по желанию с помощью дублирующихся на потолке специальных деревянные конструкций, в которые спрятаны роллы-жалюзи. Здесь же, условно отделяя чайную от холла, установлена перегородка из стекла, металла и камня, которая несет дополнительную функциональную нагрузку кроме декоративной: в ней расположена коллекция хозяина - нэцкэ и также предусмотрена система хранения атрибутов для проведения чайной церемонии.
Просторный холл оборудован деревянными закрытыми шкафами-системами хранения, поскольку в японских традиционных интерьерах минимальное количество предметов интерьера остается доступными для обзора.
Кухня-столовая имеет остров в центре кухонного пространства, в котором расположена варочная панель.
Вторая часть помещения приватная, она отделена дверью от зоны гостиной - там расположена спальня с санузлом и собственной гардеробной.
Идея свободного пространства общей зоны здесь также поддерживается пластикой - гардеробная и санузел отделены от пространства для отдыха стеклянными перегородками, поддерживая ощущение легкости и не разграничивается привычно и буквально. В эркерной нише у окна организована «скамейка» с подушками - как еще одно место в общем пространстве для уединения, отдыха и погружения в пространство Тишины..
В цветовом решении пространства
Философия японского дома тесно связана с природой – с точки зрения материалов, цвета, композиции. Потому за основу были взяты природные оттенки:
- земля-песок-вода/небо-огонь-дерево.
Оттенок воды подержан текстилем ковра и подушек дивана в кабинете, напротив него цвет как бы отражен в голубом цвете кухонного фартука кухни, выполненного из голубого оникса. Бледно-голубой текстиль ковра и подушки создает контраст темными оттенками дерева и потолка. Потолочный светильник в виде птиц перекликается с как бы «стекающей» техникой исполнения картины на стене.
В фактурах использованы дерево разных текстур теплых оттенков от светлого до темного, бронза, хром, натуральные ткани, стекло и кожа.
Мягкие фактуры создают атмосферу уюта, гармонии и спокойствия.